Пятница, 29.03.2024, 17:33
Приветствую Вас Гость


Школа "Златен Дракон"

Главная » Статьи » Общи статии

Максим Арансо. Живи ли са класическите бойни изкуства?!?

Максим Арансо. Живи ли са класическите бойни изкуства?!?

Автор: doktora757 Категория: Спорт  
 

 

 



Живы ли классические боевые искусства?


Максим Арансо


Источник - журнал "Черный пояс", 1/2000

   Hедавно мне попала в руки статья,  озаглавленная не иначе как  "О
степени  прикладной  эффективности  боевых  искусств  и  проблеме
оценки  мастерства  в  условных  упражнениях  самозащиты".  Прошу
прощения за то,  что привел название полностью,  но оно говорит о
замысле авторов.  Да и журнал,  в  котором  работа  опубликована,
весьма серьезный: "Теория и практика физической культуры".
   Hу и что? Авторы походя оценили все традиционные боевые искусства
как "неэффективные  в  реальных  условиях",  обозвали  дзю-дзюцу,
"несистематизированным  предшественником  дзюдо",  сославшись при
этом  на  классическую  книгу  Долина  и  Попова,  и   предложили
использовать   для   подготовки   сотрудников  правоохранительных
органов боевое самбо.
   Я не собираюсь отрицать,  что боевое самбо -  весьма  эффективный
прикладной  вид  единоборства,  но  вот  утверждения насчет якобы
"устарелости" и "неэффективности" классических  боевых  искусств,
постоянно  мелькающие в печати,  вызывают яростный протест.  И не
только подсознательный (как это, десять лет занимаюсь ерундой?!),
но и вполне научно обоснованный. Как будущий специалист по теории
единоборств, вынужден отметить, что подобные утверждения основаны
на неверных теоретических и практических предпосылках.
   Существуют три  основных  подхода  к использованию <классического
наследия> в  боевых  искусствах.  Первый   метод   -   тщательное
сохранение традиций    школы,    освященных    временем   методов
тренировки, наборов приемов.
   Hапример, его исповедует федерация Йайдо Эйсин-Рю /бързо посичане с меч; бел. на ред./, не допускающая никаких   нововведений  в  преподавании  своего  стиля.  С  одной
стороны,  существование незыблемой традиции  весьма  способствует
эффективности психологической подготовки учеников, а как показали
исследования,  именно психологическая подготовка  имеет  решающее
значение на высоких уровнях мастерства в единоборствах.
   С другой   стороны   -   "консервация"   наследия   при   наличии
конкурирующих школ - будь то в  условиях  боевого  противоборства
или  в  спорте  -  может  привести  к поражению школы в борьбе за
существование и ее исчезновению. Именно поэтому патриархи Шаолиня
в свое время приняли решение о необходимости в корне пересмотреть
методики подготовки бойцов с привлечением тогдашнего  "передового
опыта".  Иначе  Шаолинь  не  стал  бы одним из крупнейших центров
у-шу.
   1-й метод  -  вычленение   общих   элементов   техники,   методик
построения тренировок и ведения поединка.
   Такое положение   характерно   для   спортивных   (бесконтактных)
направлений каратэ.  В результате создается  некий  "усредненный"
стиль  с  ограниченным  набором  приемов.  Для  соревнований это,
конечно,  удобнее, поскольку упрощает процедуру судейства. Однако
развитие спортсмена как бы затормаживается на каком-то уровне,  а
поединок становится просто неинтересным.  Мне приходилось видеть,
как на    соревнованиях    бойцы   получали   предупреждение   за
"неконтролируемую  технику",  когда   использовали   приемы,   не
известные судьям. Частично поэтому я перестал посещать турниры по
каратэ. Скучно, господа...
   2-й метод использовался,  например,  Брюсом Ли при создании  Джит
Кун-до.  Из  каждого стиля берутся наиболее эффективные,  с точки
зрения данного специалиста, элементы.
   Как правило,   представления   об   эффективности   соответствуют
особенностям  организма  того  мастера,  который этим занимается.
Метод,  кстати,  появился еще задолго до Брюса и оказался  весьма
плодотворным.   Так   родились  айкидо,  кикбоксинг,  шутфайтинг,
некоторые современные стили каратэ (например, Сетокан). Натяжками
из-за  отсутствия  непосредственной  передачи  знаний  самими  их
носителями.  В боевых искусствах,  как известно,  именно  наличие
носителя знаний обеспечивает продолжение существования школы.
   Hебольшое замечание.  Самые известные создатели новых направлений
перед этим  проходили  длительную  подготовку  по  <классическим>
стилям.  Так,  Уэсиба  занимался  кэндо  и дэю-дзюцу,  а Брюс Ли
изучал Вин-чун.  Те  же,  кто  с  самого  начала  тренируется  по
смешанным методикам, часто добиваются лишь кратковременного (хотя
и быстрого) успеха на соревнованиях и потом выбывают.
   По моему мнению,  начальная  подготовка  в  рамках  классического
стиля   имеет   ряд   преимуществ.  Прежде  всего,  боец  следует
проверенной схеме развития нужных качеств,  как  психологических,
так   и   физических.  Он  нарабатывает  необходимую  дисциплину,
осваивает методы воздействия  на  свой  организм  и  готовится  к
самостоятельному построению собственного стиля боя.  Тематичность
и последовательность,  характерные для традиционных школ,  обычно
отсутствуют в "новых" направлениях, поскольку их считают тормозом
на пути к быстрейшему достижению мастерства.  И кстати,  выживают
лишь те   школы,   которым  удается  построить  логичную  систему
тренировок на основе классических канонов.
   Что же касается Брюса Ли,  то с первого взгляда кажется,  что  он
вообще отвергает    установившиеся    нормы   ведения   поединка:
динамичность вместо четких стоек, отсутствие "стандартных" ударов
и   блоков,   постоянное   изменение  манеры  боя......  Однако  при
внимательном рассмотрении можно найти в его методах те же основы,
которые  заложены в более древних стилях.  Постоянное перемещение
по  кругу  -  эффективнейший  метод  избегания  атаки  и   широко
применяется  в  Вин-чун  (а  также других стилях,  старинных и не
очень). Жесткие стойки, в основном, характерны лишь для начальных
этапов  обучения,  то  есть  отработки  приемов  и обусловленного
спарринга.  Сравните хотя бы "ученические" и "мастерские" ката  в
каратэ.   Техника   блоков  и  ударов  по  определению  допускает
варианты,  зависящие от  конкретной  ситуации  и  биомеханических
особенностей   противника.   Тому,   кто   не  просто  дрался,  а
задумывался над причинами собственных неудач,  совершенно ясно: в
поединке  не бывает двух совершенно одинаковых атак и реагировать
на якобы тот же удар тем же блоком или уходом  порой  равносильно
самоубийству.
   Одно замечание.  Стиль,  а  тем  более целое направление в боевых
искусствах (например,  айкидо) строится не на  голой  технике.  В
основе   определенная   философская   школа,   система  взглядов,
касающихся как  стратегии  поединка,  так  и  более  глобально  -
отношения бойца к окружающему его миру.
   Без такой  подоплеки  искусство выродится в мордобой,  пусть даже
ограниченный спортивными правилами,  или же деградирует до набора
потерявших смысл действий. Что и произошло, собственно говоря, со
спортивным дзюдо, фехтованием, боксом...
   Умерли ли классические  боевые  искусства?  Hет,  они  продолжают
жить.
   В конце концов,  любая традиционная школа когда-то была новой.  И
если при  развитии  боевого  искусства  не  забываются  принципы,
которыми  руководствовались  великие  мастера всех времен,  то ни
одна эклектическая <новинка> не превзойдет его по эффективности и
возможности всестороннего развития занимающихся. Что, собственно,
и должно быть.
   Автор не претендует на абсолютную истину и считает данную  статью
приглашением   к   дискуссии.   Будем   надеяться,  что  открытое
обсуждение вопроса, затронутого здесь, будет полезно для развития
боевых искусств.

Максим Арансо

Категория: Общи статии | Добавил: Доктора (08.02.2015)
Просмотров: 544 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории раздела
Общи статии [18]
Син-И-Цюан /"Бокс на насочената воля"/ [17]
Ба-Гуа-Джан /"Дланта на 8-те мистични триграми"/ [11]
Тай-Дзи-Цюан /"Бокс на Великия Предел"/ [3]
И-Цюан/Да-Чен-Цюан /"Волеви бокс"/ [1]
Традиционни Кунг-Фу оръжия и др. [15]
Духовна култура, философия, Ци-Гун/Ней-Гун и езотерика [7]
Други стилове на Кунг-Фу и традиционни бойни изкуства [5]
Здраве и дълголетие [6]
И-Ли-Цюан /"Духовен и физически бокс"/ [3]
Кали/Арнис/Ескрима [7]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0